Обзор игры Metal Gear Rising: Revengeance

Признайтесь честно — у каждого из нас внутри живет некий внутренний самурай. Дядя с острым мечом-катаной, который рвется наружу при повышении адреналина в крови, чтобы тот разорвал все вокруг на сотни кусков. Бывает, самурай может и беды наделать. Каждый слэшер, если присмотреться — это симулятор такого «внутреннего ниндзя», который позволяет без ущерба для себя и окружающих выплеснуть злость и стресс.

Сейчас на рынке игровой индустрии не так много слэшеров, но и трэша также в этом жанре мало. Здесь нам замечательный перезапуск DMC, оригинальный Killer is Dead, God of War. И ни в одной из названых игр нельзя порубить на физически корректные куски гигантских паукообразных роботов… Хотя стоп, где-то я это видел, а именно в зубодробительном слэшере от Platinum Games — Metal Gear Rising: Revengeance. И действительно, здесь все на месте, здесь есть все, о чем можно мечтать — ниндзя, работы, многорукие французские женщины-киборги, собаки-роботы, пауки-роботы.

Для начала, вспомним одну довольно известную, и без сомнения, шедевральную серию игр — Metal Gear, создателем которой стала не менее гениальная личность в индустрии — Кодзима. Серия поставила планку качества — как должен выглядеть совершенный, взвешенный, проделанный до молекул и атомов шпионский боевик с кучей разнообразных персонажей, образ каждого из которых в мельчайших деталях раскрывает нам автор.

Процесс разработки Metal Gear Rising: Revengeance был довольно непростым. Как признался сам Хидео, главным героем новоиспеченной игры должен был стать Грей Фокс — старый знакомый Снейка. А тот факт, что мы получили возможность поиграть за Рэйден — заслуга команды Kojima Productions, которая хотела сделать игру с мечами и довольно харизматичным персонажем. Прислушавшись к своей команде он согласился на такой вариант игры. Это и стало причиной всего лишь продюсирование игры Кодзимой, а не непосредственная разработка. По словам Хидео, если бы героем все же стал Грей Фокс, он бы самостоятельно писал сценарий и принимал активное участие в течение всего создания, поэтому мы бы увидели совсем другой проект. Нам показали замечательную демку на Е3, в которой Рэйден разрезал колонны, киборгов. Команда придумала уникальную фишку игры, тогда как еще даже самого названия игрушки не было. Слэшер был далек от уровня проектов ААА класса. Здесь на помощь пришла студия Platinum Games, известная нам по таким проектам как Bayonetta или Vanquish, и который умеет делать замечательные слэшеры и придумывать для них уникальные механики. Именно такие идеи в Rising были, а выходцы из Platinum реализовали их на «Ура». Трудно сказать, что побудило Кодзиму отдать свою успешную серию в чужие руки. Скорее всего у его команды просто были другие идеи. Однако несмотря на это, Хидео остался доволен тем, что мы получили в итоге, и считает MGR по-настоящему достойным спинофом.

Не будем вдаваться во все сюжетные перипетии серии. Остановимся на том, что события игры будут разворачиваться через четыре года после завершения четвертой части Metal Gear Solid: Guns of Patriots, известной подсерии Metal Gear. Главный герой — киборг, самурай и просто странный тип, Райден по прозвищу «Джек зе Риппер», который уже мог не раз встретиться на вашем пути, если вы все же знакомы с серией Metal Gear. Райден представляет среднестатистического киборга, а еще он внешне очень похож на большинство антагонистов Deus Ex (видимо дизайнеры черпали из него идеи).

Итак, перед вами — холодный, суровый тип, вооруженный чудо-катаной, которая так и светится от избытка энергии. Наш протагонист на данный момент является частным охранником премьер-министра небольшого Африканского государства. Персонажи едут в лимузине, ничего не предвещает беды или форс-мажора. Но не все так просто. По канону жанра японского слэшера следующие 30 минут на экране монитора начнет происходить активное действо с участием киборгов, роботов и разделки всего и вся, чем не может похвастаться ни один 10-15-ти часовой слэшер. В нескольких словах — защищая высокопоставленного чиновника Рэйден вступает в конфликт с конкурирующей организацией (такими же киборгами, только с большими мечами). В результате живым из этой передряги вышли не все, а нашему кибер-ниндзя хорошо досталось. И вот, после курса интенсивной терапии с обязательным апгрейдом новыми кибер-прибамбасами мы отправляемся в кругосветное путешествие творить вендетту, резать всех на куски, а заодно найти правду, принести справедливость, найти лекарство от рака и накормить голодных африканских детей.

Что же, размах событий вы уже частично себе представили. Перейдем же к самой сути игры — до ураганного геймплея и всех его особенностей. Поскольку игра у нас японская, а главный герой не имеет никакого отношения к современным слэшерам — у нас все будет, как говорится, по-хардкору. Сразу видно, что разработчики старались сделать геймплей игры уникальным и не похожим на другие слэшеры. Возьмем для примера блок — здесь вы не можете просто так блокировать вражеский удар одной клавишей, для этого вам понадобится выполнить реактивную комбинацию стика и удара, то есть вернуться в сторону атаки и в подходящий момент отбить мечом удар, а к такому привыкнуть можно разве что на 100-й раз. Также не ждите от Рэйдена 100500 супер-комбо. Здесь все по-японски консервативно и взвешенно — несколько несложных комбо-ударов и всего лишь 4 единицы колюще-режущего оружия, 3 из которых открываются после победы над боссами. Но не в тех комбо скрывается суть игры.

Зажав левый триггер геймпад активируеться так-называемый Блейд-мод, или режим свободного резания. Вот здесь и открывается вся уникальность игры. Вы накапливаете энергию, рубя врагов простыми ударами, а потом, включается слоу, выбираете плоскость для разреза и… режете как угодно: по вертикали, по горизонтали, по диагонали на десятки, а то и сотни мелких физически корректных кусков. И не будем зарекаться, ведь резать вы будете не только супостатов. В первые часы вы будете бегать по локациям и шинковать деревья, автомобили, лестницы, ограждения, диваны и мусорные контейнеры, даже не пробуйте возразить. И конечно будете получать от этого огромный кайф, а ваше лицо покроет идиотская улыбка. Впоследствии вы замечаете, что новая механика не только дарит радость, она еще и освобождает вашу голову от десятков надоедливых комбоударов, а взамен дает почувствовать свободу управления мечом.

Когда уже достаточно нарубите салата из окружающей обстановки, то плавно перейдете к врагам. Поэтому, когда овладеете и без того тяжелой и неоднозначной боевой механикой, тогда научитесь рубить врагов «правильно», по специальной уязвимой траектории, с последующей экстракцией энергии с трупа.

Заработанные баллы, в свою очередь, можно тратить на различные улучшения характеристик как Рэйдена, так и его оружия. И хотя их здесь не так много, и за одно прохождение игры их всех вам не заработать, что придаст дополнительной реиграбельности и стимула к повторному прохождению (если вам вдруг замечательной боевой механики мало).

Для восстановления своей энергии, Рэйден использует хребты киборгов, что также создаете интересные геймплейные моменты, в частности, когда слабых врагов сознательно «оставляешь на потом», чтобы поживиться батарейкой.

Оппозиционным движением нашему верному самураю будут как простые киборги, вооруженные автоматами, так и спец-единицы с мечами, базуками и другими сувенирами. Встретятся вам и такие экзотические фрукты — вроде роботизированные собаки, гарпии, вертолеты и другой живности. Кроме колюще-режущего, Рэйден может использовать в бою гранаты или ракеты-лаунчеры, и это скорее дополнительное вооружение, ведь последний удар очередному вертолету или гигантскому роботу вам все равно придется нанести самурайским мечом. В эту и без того безумную и динамичную игру додумались добавить даже стеллс моменты. Хотя, кроме дополнительных очков стиля и удовлетворения собственного пацифизма ничего они не принесут. Вы только очередной раз плюнете на эту тишину, и с верным мечом наперевес сломя голову пройдете локацию, рубя на куски все вокруг.

А вот поединки с боссами не будут казаться вам детской забавой — здесь они запомнятся вам, как одни из самых сложных за последние несколько лет. Здесь вам придется изрядно напрягать свои извилины и подбирать разнообразную тактику и подход к каждому боссу. Рекомендуется, конечно же, проходить игру на высокой сложности, ведь только так вы на полную почувствуете на себе каждый удар и потренируете словарный запас матов. Над боссами разработчики потрудились также на славу, ведь каждый из них уникален и аналогов среди других подобных игр вам и не найти. Здесь вам и многорукая Фамм-фаталь французской национальности, и пафосный испанец-самурай. В общем все они достаточно колоритные, а поединки с ними по-голливудски зрелищные, сложные и «многоуровневые». Финальная битва вообще будет сниться вам еще долго в ночных кошмарах. И заметьте, что на битвы с супер-боссами вы можете потратить далеко не один час времени, пока не овладеете всеми навыками боевой системы.

Конечно, звучит это все хорошо, и во всем есть и свои минусы. Большинство игроков может не понять сюжет. Ведь кроме сверхзвуковых сражений и резанья врагов на оливье здесь еще нужно успевать следить за каждым диалогом — если дойдете до финальных титров, и не поймете, что произошло и ради чего и для кого вы готовили эти салаты.

Хидео действительно приложил руку к проекту, и передача разработки в другие руки не испортила его, а сделала своеобразный симбиоз двух компаний. Если вы хотите слэшер — не задумываясь пробегайте по локациям и вы получите 8-часовой ураганный экшн. Если же вам нужен сюжет Кодзи — для этого у вас есть раздел «контакты», где вы в любой момент можете связаться с членами команды и получить исчерпывающую информацию: про вселенную, локацию, миссию и получить хорошую порцию шуток. Звуковое оформление также на уровне — скрежет металла об металл, постоянные взрывы, стрельба и сражения. Соответствующее эпическое музло в комплекте.

И для того, чтобы создать такой уникальный проект с великолепной физикой боя, конечно, не обошлось без жертв с графической стороны. Двигатель от Platinum Games, конечно, выглядит красиво, однако 2013 году картинка явно не отвечает. Хотя, кого это волнует — если во время скоростных поединков у вас нет времени на разглядывание графических достоинств, то это не масштабная проблема. Дизайн локаций также бедноват. Например, тех же «объектов для разрушения» можно было сделать и побольше, а те, что есть, можно было бы лучше задействовать во время сражений.

Однако все эти мелкие минусы ничто, по сравнению с тем удовольствием, которое получит каждый, кто пройдет этот шедевр игровой индустрии до конца, и не один раз. И если вам надоели слэшеры про демонов, элегантных вампиров, обнаженных ведьм и другую клоунаду — вам необходимо пройти Metal Gear Rising: Revengeance. Если вы услышали зов вашего внутреннего самурая, читая обзор — вам необходимо пройти эту игру. Вы никуда не денетесь от Райдена и его расплаты. Ведь данная игра — единственный, неповторимый в своем роде сверхзвуковой слэшер про кибер-ниндзя, кибер-товарищей и физически правильной разделки диванов и арбузов.