Игра Dishonored — стелс или экшн: выбери свой путь
Что такое ритм в отношении игры? Это не только жанр «ритм-игра», наподобие Guitar Hero. Это скрытая особенность – сюжетное движение, разнообразие геймплея. Это выбор игрока. Такой выбор нам даёт Dishonored.
Dishonored – стелс-экшн от первого лица, разработанный Arkane Studio в 2012 году. Сюжет рассказывает историю императорского лорда-телохранителя Корво Аттано, которого ложно обвинили в убийстве Императрицы и краже наследницы престола и бросили в тюрьму. Через полгода группа друзей помогает Корво сбежать, а местный бог Чужой одаривает его сверхъестественными силами Бездны, посчитав, что будет интересно проследить, как Корво будет справляться с трудностями на пути Дануолла и выберет ли он этот путь вообще.
Сюжет игры не назовёшь слишком оригинальным, но большое количество скрытых по домам и закоулкам кусочков местной истории вдохновляет игрока изучать Дануолл, искать игровые книги, трофеи, подслушивать разговоры жителей. Можно даже сказать, что сюжет Dishonored, хотя и «основательный», больше служить как сеттинг, который помогает ввести игрока в мир игры, познакомит с главными лицами придуманного мира, будто экскурсионный автобус Дануолл с городскими ценностями. Всё остальное – на совести игрока.
Путь главного героя составлен из списка лиц, которых он должен ликвидировать. И каждый раз дается выбор – убить или решить «проблему» не летально, но это вовсе не значит более гуманно. Чтобы добраться до «заказанной» личности, часто нужно пройти целый квартал, а все районы кишат уж совсем не дружески настроенными сторожами, которые следят за порядком в городе, где царит эпидемия чумы. Корво – беглый «преступник» – скрывает своё лицо под жуткой маской, но стражники не разбираются, кто есть кто, и поэтому перед героем всегда стоит вопрос: что делать? Dishonored отвечает: «Всё что угодно».
Можно с криком «Банзай!» Ринуться на освещённую прожекторами улицу и испытать свои навыки фехтования и стрельбы. Можно прятаться на крышах и в закоулках, бесшумно летая под (или над) самым носом врагов и уничтожая свидетелей выдержанным арбалетным выстрелом. Можно вообще никого даже не трогать. Пройти игру так, чтобы ни одна душа даже не догадывалась, что вы здесь были, – реально. Пройти так, чтобы ни одной души не осталось, – тоже. Dishonored, кроме вооружения, даёт игроку уже упомянутые сверхъестественные силы. Эти силы, которые игрок находит в рунах и амулетах из алтарей Чужого, можно развивать на своё усмотрение. И для стелс / боя, и для летательного / не летального прохождения – лишь бы хватило «ресурса». А можно и не развивать. За это дадут тоже определённый бонус.
В общем, игру реально пройти за пару часов, если никуда не сворачивать и идти по первому очевидному пути – напрямик к концу миссии. Но игрок, увлечённый поиском всех скрытых достопримечательностей, может провести за игрой и более тридцати часов. Никто его не дёргает, не пытается посадить на «рельсы» и увезти дальше по сюжету. Игрок сам выбирает комфортный для себя ритм и темп. Где один готов сидеть под стулом по полчаса, чтобы изучить патрульный путь сторожа, там другой не выдержит и рискнёт убежать в окно. Никто не заставляет придерживаться одного стиля игры, но концовок в Dishonored несколько и зависят они от уровня хаоса – количества уничтоженных. Авторы не ставят перед собой задачу осудить игрока за его действия, наказать его – только заставить задуматься о возможных последствиях и выбирать соответственно. Было бы преувеличением сказать, что Dishonored – очень глубокая игра, но её мир, серый и беспощадный «к императрице и маленьким девочкам», даёт достаточно оснований для размышлений. А для фантазий – особенно. Чего только стоит момент, когда ты просыпаешься в игре и с тревогой ожидаешь нападения врагов, которые, ты не сомневаешься, уже за поворотом. А вместо этого оказываешься в Бездне, где местный бог приготовил для тебя подарки. Один из подарков – живое сердце, которое нашепчет тебе все секреты мира…